#Аэростат905, Zappa Baroque
Здравствуйте!
Во времена моей юности в Ленинграде существовал специальный клан людей, которые главным делом своей жизни полагали обмен пластинками. Они собирались по вечерам раз в неделю где-нибудь в специальном месте, например, в аркадах Апраксина Двора или в садике у Инженерного Замка; при появлении милиционеров, посвистывая, начинали смотреть в небо, а когда опасность проходила, вновь раскрывали портфели и мешки и доставали сокровища: грампластинки.
Конечно, не все могли надеяться завладеть подлинными культурными ценностями, вроде «Pink Floyd», «Gentle Giant», «King Crimson» или «Jethro Tull», заботливо обернутыми в целлофан или полиэтилен; люди поскромнее перебивались пластинками «Steppenwolf», «Rolling Stones» и «Nazareth». Но был один артист, пластинки которого вызывали у правоверных коллекционеров реакцию: «Изыди от меня, нечистая сила!»
Это был Фрэнк Заппа.
Понять богобоязненных коллекционеров было несложно; «King Crimson» и иже с ними были музыкой хоть и отрицаемой советской культурой, но все-таки благопристойной. Серьезной. Никаких тебе шуточек.
Заппа же, возглавлявший группу «Матери Изобретения» («The Mothers Of Invention») не просто надругался над всем святым, но сделал из этого карьеру (что, в общем-то, естественно).
Обладая интеллектуальным потенциалом, невиданным среди музыкантов, он не мог упустить случая пройтись по коллегам и самому себе.
В 1970-м году он писал для журнала «Hit Parader»: «Матери Изобретения», печально известная и омерзительная молодежная рок-группа, прекратила давать концерты. Возможно, когда публика сможет переварить сделанное нами, группа сможет опять собраться. А пока я представлю вашему вниманию краткий очерк развития и музыкальных экспериментов коллектива.
В 1966-м году «Матери» записали пластинку, с которой началась музыкальная революция. Они изобрели подпольную музыку, а заодно идею двойного альбома и концепцию того, что альбом может быть самостоятельным музыкальным произведением.
«Матери» указали путь десяткам других групп (включая «Битлз» и «Стоунз») своими исследованиями и экспериментами в различных музыкальных стилях.
«Матери» установили новые стандарты исполнения. В терминах чистого музыкального совершенства, театральности, концепции формы и чистого абсурда эта группа уродов продемонстрировала музыкальной индустрии, что возможно превратить исполнение электрической музыки в подлинное, истинно артистическое заявление.
«Матери» были первой крупномасштабной электрической группой. Они были пионерами в использовании электронно усиленных и модифицированных духовых деревянных инструментов, от пикколо до фагота. Они первые начали использовать педали уа-уа не только на гитарах, а и на медных духовых и электрических клавишах.
«Матери» ухитрялись играть музыку в странных размерах и непривычных гармонических климатах с легкостью, которая заставляла слушателей верить, что это простая тинейджерская музыка на 4/4. Благодаря использованию процедур, обычно связанных с современной «серьёзной музыкой», «Матери» смогли привлечь внимание большого количества молодежи к творчеству современных композиторов».
Иллюстрация - Маринa Бартош